Организация развивающей предметно-пространственной среды

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Создание РППС ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста, размещенных сайте ФГАУ ФИРО >>

 

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; 

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; 

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости и безопасности, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.


Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса, обеспечивает возможности:

- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; 

- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 

- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; 

- организации разнообразной игровой деятельности; 

- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса; 

- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; 

- использования образовательных технологий деятельностного типа; 

- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; 

- физического развития воспитанников.

 

Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики. 


Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:

- учет возрастных особенностей;

- способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка; 

- отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; 

- способствует развитию ведущей деятельности - игровой полифункциональности.

 

Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления: 

- возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия - коллективные постройки, совместные игры; 

- дидактические свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки); 

- принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.


 

Оборудование для продуктивной деятельности:

 

- набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; 

- оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.


 

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

 

- включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; 

- оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; 

- группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.


 

Материалы и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)

 

- оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков;

- для катания, бросания и ловли;

- для ползания и лазания;


 

Средства обучения и воспитания

 

 

Вид

Наименование

Место нахождения

1

Натуральные объекты

Объекты растительного мира, реальные предметы

В каждой группе ГБДОУ, в экологическом уголке.

2

Изобразительная наглядность

Объемные изображения (игрушки-муляжи): овощей, фруктов, цветов и т.д.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

3

Игрушки: сюжетные (образные) игрушки

Куклы, фигурки, изображающие людей, животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

4

Дидактические игры

Народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры, домино, лото, кубики и др.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

5

Спортивные игрушки

Волчки, серсо, мячи, обручи, кегли, скакалки, дартс, баскетбольные кольца, настольный футбол, хоккей, шашки, шахматы, пинг-понг.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

6

Музыкальные игрушки

Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (детские гитары, балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, саксофоны, скрипки, ударные установки, музыкальные шкатулки и др.), сюжетные игрушки с музыкальным устройством (детский рояль, электронное пианино), наборы колокольчиков, музыкальные электронные игры.

 Музыкальные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

7

Театрализованные игрушки

Куклы - театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки, различные виды театров

( настольный, на магните), наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты и элементы декораций, маски, бутафория и др.

Театральные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

8

Строительные и конструктивные материалы

Наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе "Lego", легкий модульный материал

Игровые уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

9

Игрушки-самоделки из разных материалов и материалы для их изготовления

неоформленные материалы: различные виды бумаги, картон, нитки, коллекция тканей, фольга, пенопласт; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, трубочки для коктейля, пуговицы; природные: шишки, желуди, каштаны, ракушки, ветки, солома, коллекция камней и минералов и др.

Экологические уголки и уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

10

Оборудование для опытов

Наборы для опытов, лупы, весы, пипетки, весовые материалы, детские пинцеты, измерительные приборы, мензурки, колбы, поддоны и пр.

Уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

11

Учебно-игровые пособия, развивающие игры

"Логико-малыш", игровизоры, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, кубики Никитина, танграммы, развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе», игры Монтессори и пр.

Дидактические и математические уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

12

Дидактический материал

Раздаточный материал ( в соответствии с реализуемой ООП ДО).

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

13

Звуковая аппаратура

Музыкальные центры, аудиосистемы

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

14

Экранно-звуковая аппаратура

Телевизоры, DVD-проигрыватели, видео проигрыватели, ноутбуки

Во всех группах ГБДОУ.

15

Дидактические технические средства обучения

Коллекции аудиозаписей, слайды, мультимедиа презентации, Смарт – презентации, анимационные фильмы и пр.

В методическом кабинете, во всех группах ГБДОУ

16

Учебно-методическое обеспечение

Учебные пособия,  методические разработки и рекомендации.

В методическом кабинете, во всех группах ГБДОУ

Наличие библиотеки в ГБДОУ - нет